Написание стихов - хобби, способ самовыражения, тренажер для ума. Востребованным авторам стихосложение приносит доход. Произведения могут писаться новичками - нужно лишь изучить правила.
Как научиться писать хорошие стихи
Как писать стихи? Начинать творить нужно с тех тем, которые знакомы. «Плавание» в вопросе, выплеснутом на бумагу, читатель уловит. Стихам это «плюсов» не добавит.
Читатель, способный оценить произведение объективно, поможет отточить технику. «Поэтический наставник» должен хвалить, критиковать, подсказывать, указывать на ошибки. Друзья и родственники на роль не подходят - они склонны переоценивать труды близкого.
Черновик - незаменимый помощник. Сергей Есенин, Михаил Лермонтов, Александр Блок, Владимир Маяковский и другие поэты переписывали произведения десятки раз. Написав творение, отложите, перечитайте, исправьте, повторите еще несколько раз.
Начните читать чужие стихи
Поэзия разных жанров и стилей стимулирует мозг, знакомит с канонами, дает представление о конечном результате. Чтение стихов классиков - «работающий» совет для изучающих стихосложение. Читать можно и прозу. Литература помогает обогатить язык, научиться «дирижировать» строками, почувствовать «мелодию» рифм. Зная, к чему стремиться, проще написать оригинальное и запоминающееся стихотворение.
Выучите стихотворные размеры
Писать стихи, не изучив такое понятие, как техника - неправильно. Стихотворный размер - это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Он создает ритм, присущий стихотворным произведениям. Варианты: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест, спондей и пиррихий. Поэт выбирает размер, придерживается его весь стих, от первой до заключительной строки.
Отличается и длина стоп. Стопа - повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке. Четырехстопный ямб: «Мороз и солнце; День чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный…» (А.С.Пушкин). «Двухстопный ямб: Играй, Адель, не знай печали. Хариты, Лель тебя венчали и колыбель твою качали.» (А.С. Пушкин).
Подумайте, что хотите сказать читателю
Стихотворение содержит мысль, которую автор хочет донести до читателя. Поэтический настрой помогает передать ее правильно и хорошо. Чтобы посыл поняли, его нужно сформировать в голове, обдумать и только после этого начинать стихосложение. Драму читатели поглощают лучше, чем обыденное. Неразделенная любовь, расставание, запретные чувства, трагедии воспринимаются ярче.
Не будьте банальны
Написание нескучных и небанальных стихов - сложная задача. Что портит стихотворный текст: рифма, использованная миллионы раз (зима-дома, любовь-кровь, сижу-гляжу), тавтологии, однобокость заложенной мысли. Хороший вариант: рифмовать слова, относящиеся к разным частям речи. Это сложно, но результат того стоит.
Советы начинающим
Сочинять стихи просто, зная правила:
- поиск мыслей на старте - человек должен знать, что хочет донести;
- не используйте глаголы неопределенной формы. Составлять рифмы легко, но слух читателя они раздражают (смеяться - целоваться). Форма слова меняете - с ней разрешается «играть»;
- находить нужное слово - задача стихотворца. Получаться это будет после тренировок. Что делать: убрать из любого произведения строки через одну, пытаться вставлять свои варианты;
- вдохновение рождается на фоне эмоциональных всплесков. Влюбленность, путешествие, новые впечатления - источник эмоций. Рутина, усталость, депрессия, нерешенные проблемы «убивают» вдохновение;
- причастные и деепричастные обороты обогащают речь. Рекомендуется использовать эпитеты, метафоры, изысканные слова, обороты. Это придает произведению поэтическую «сочность»;
- беда начинающих авторов - примитивные предложения, содержащие законченную мысль в одной-двух строках. Избежать ошибки можно, «уложив» краткий посыл в длинное предложение;
- скомканная концовка портит даже «сильное» произведение. Начало должно «зацепить», заставить задуматься, захотеть узнать продолжение («Я помню, любимая, помню…» С.Есенин);
- творить лучше часто - это помогает «набить» руку и повышает шансы на рождение гениального произведения. Тренировка: описывать все, что происходит вокруг, стихами.
Не бойтесь показаться смешным, наивным глупым. На бумаге поэт изливает душу и чувства, спрятанные глубоко внутри.